Монастырь Михаила Архангела на Сковородке

Великий Новгород

щелкните по карте, чтобы ее увеличить

Монастырь Михаила Архангела на Сковородке

К югу от расположенной на берегу Cиверсова канала деревни Сковоровдки в поле у берега Волхова возвышается небольшой лесистый холм с виднеющимися посредине развалинами старинной постройки. Прежде здесь находился мужской монастырь Михаила Архангела на Сковородке, а руины остались от одноименного главного монастырского храма. В средневековой Руси названия монастыря и его главной церкви как правило давались во имя одного и того же святого. Согласно Новгородской I летописи, храм был основан по замыслу новгородского владыки Моисея в 1355 г: «В лето 6683. Постави владыка Моси церковь камену святого Михаила на Скворотке». 


По распространенному мнению, тогда же тем же архиепископом был основан и монастырь, хотя летопись сообщает только о закладке каменной церкви. В этом же сообщении впервые упоминается название местности — Скорородка, хотя несомненно оно появилось раньше и поэтому упомянуто как привычное. Предполагается, что оно произошло от конфигурации местности, напоминающей сковородку. Хотя чем она с ней схожа, не ясно. Вновь построенная каменная церковь напоминала многие известные новгородские храмы второй половины XIV века: однокупольная, одноапсидная, четырехстопная, с характерным трехлопастным закамаром (так на Руси называлась верхняя часть церковных фасадов). Пожалуй, больше всего он походил на сохранившуюся до наших дней церковь Успения на Волотовом поле, построенную по заказу того же владыки всего на три года раньше Михайловской, в 1352 г.


Однако, в отличии от Волотовской Успенской церкви, и многих других новгородских храмов тех лет, церковь Михаила на Сковородке была расписана сугубо в местных, новгородских традиций, без влияния школы Феофана Грека и каких либо направлений исихазма. (Исихазм - модная в то время на Руси византийская иконописная традиция с живописанием аскетизма и суровости. Лики святых написанные в манере исихазма  непременно резко очерчены, худы, сухи и грозны. Одним из виднейших представителей исихазма был в том числе и вышеупомянутый известный русский иконописец византийского происхождения Феофан Грек). Поэтому михайловские фрески отличались теплотой тонов мягкостью и пластичностью. В настоящее время мы можем довольствоваться лишь их фотографиями: храм был почти полностью разрушен в Великую Отечественную войну. 


Ххрам располагался на видном месте и живописно обозревался как со стороны Волхова и Ильменя, так от Перыни, Юрьева монастыря и городища. Вместе с расположенной напротив через Волхов Перынью он как бы венчал вход в реку из Ильмень-озера


Что касается архиепископа Моисея, то он умер несколько лет спустя после закладки храма 25 января 1363 года, был погребен в нем и положен в гроб лично новым новгородским владыкой Алексием.


30 ноября 1409 г. летопись сообщает о чуде, случившемся в церкви — в куполе «маковице» раздался неведомый страшный шум, который длился два дня подряд. Надо сказать, что ноябрь — время поздних осенних ветров и купол хорошо продуваемой с реки и Ильменя церкви действительно мог почти непрерывно долго гудеть.


А в 1415 г. настоятель церкви, Михаил, выступил одним из трех кандидатов на пост нового новгородского владыки, ему помешала лишь случайность, так как по новгородской традиции, избирали жеребьевкой, и на этот раз повезло не ему.


В XIX веке храму сменили кровлю, сделав ее четырехскатной, убрали трехлопастное завершение закамаров и сделали его пятиглавым. Да и главный купол изменили, сделав его в духе времени двухъярусным.


В годы войны монастырь был полностью уничтожен, а от главной церкви остались развилины, торчащий около западной стены и характерная округлая нижняя часть апсиды с востока. Холм на котором стоял монастырь за последние десятилетия порос лесом, в котором нетрудно отделить немного толстых вековых деревьев и море относительно молодой поросли. Земля в этом леску неровная: многие из этих небольших горок содержат внутри остатки уничтоженных войной храмовых пределов и  традиционных жилых и хозяйственных монастырских построек. 

Развалины собора Св. Михаила Архангела Монастыря Св. Михаила Архангела на Сковородке. Вид с запада.Развалины собора Св. Михаила Архангела Монастыря Св. Михаила Архангела на Сковородке. Вид с запада - вблизиПанорама развалин на фоне поляны и молодого леса, выросшего в послевоенные годы на месте уничтоженного фашистамм монастыряРазвалины собора Св. Михаила Архангела Монастыря Св. Михаила Архангела на Сковородке. Вид с юга.Развалины на фоне векового дерева, одного из немногих доживших до наших дней, выросших еще в монастырской обители.Развалины в приближенном ракурсе.

Все разделы

День Всемирного наследия-2011
- бесплатные экскурсии
Экскурсии

© «Nogardia.Ru», 2011—2015
Nogardia - прогулки по Северо-Западу.